Предпрофильная, профильная и проектная деятельность

Профильное образование - это организация образовательной деятельности, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. Направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. То есть, профильное образование – это углубленное изучение отдельных предметов в соответствии с выбранным профилем.

В ГБОУ ЦО «Школа здоровья" №1679 открыты следующие профили:

Технологический профиль
Естественно-научный профиль
Социально-экономический профиль

План работы ГБОУ ЦО №Школа здоровья"№1679 по предпрофильной подготовке и профильному обучению в 2017-2018 учебнои году

В рамках реализации предпрофильной подготовки обучающиеся посещяют Университетские субботы http://us.dogm.mos.ru/

Городская научно-практическая конференция «Технопарк»

С дополнительной информацией по научно-практической конференции можно ознакомиться на официальном сайте.

Ежегодно на базе Центра образования проходит научно-практическая конференция «Технопарк» для учащихся дошкольной, начальной и средней ступеней образования. В нашем Центре подготовлены и созданы все необходимые условия для проведения Городской научно-практической конференции школьников: 21 аудиторий, оборудованных современной мультимедийной техникой; 6 залов соединенных видеоконференцией с прямой трансляцией; обеспечено техническое сопровождение каждой аудитории, видео и фотосъемка.

Цели конференции:

  • формировать у обучающихся интерес к углубленному изучению естественных, гуманитарных и технических наук участников в проектной и научно-исследовательской деятельности;
  • развить у обучающихся устойчивый интерес к исследовательской деятельности и навыки организации;
  • подготовить обучающихся к научно-исследовательской деятельности для реализации ее в высших учебных заведениях.

Задачи конференции:

  • привлечь детей к творческой деятельности в различных областях науки и техники;
  • развить у детей навыки в проектной и научно-исследовательской работе;
  • привлечь научно-педагогический потенциал высшей школы и академических учреждений к совместной деятельности и руководству проектной и исследовательской работе детей;
  • совершенствовать систему непрерывной предпрофессиональной подготовки обучающихся.

Проектно-исследовательская в детском саду и начальной школе

Опыт работы в системе непрерывного образования «Детский сад – школа –ВУЗ», показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям дошкольного возраста. На наш взгляд, в детском саду и начальной школе успешно сочетается исследовательская деятельность, т.к. дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, наблюдательные и любознательные. Нужно только использовать эти особенности для целенаправленного развития специальных знаний и умений, необходимых в проектной деятельности, а именно:

  1. Рефлексивные умения - умение осмысливать задачу для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему.
  2. Поисковые (исследовательские) умения: умение выдвигать гипотезы, находить способы их проверки, самостоятельно находить недостающую информацию.
  3. Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы, выражать свою точку зрения, интервьюировать и т.д.
  4. Развитие умений и навыков экспериментирования
  5. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы

Большое значение для исследовательской деятельности младших школьников имеет то, по каким программам и учебникам занимается класс, какие технологии использует учитель в своей работе.

Проектно-исследовательская деятельность основной школе

Проектная деятельность учащихся в основной школе (с 5 по 9 класс) заключается в выполнении предметных проектов. Темы работ могут быть предложены учителями, учениками, преподавателями Вузов и утверждаются на заседаниях организационного комитета. Учащиеся выбирают темы по собственному желанию, исходя из наклонностей и способностей. Задача основной школы - высокое качество фундаментального образования и формирование научного метода познания. Этой цели посвящено преподавание всех предметов основной школы. Особая роль здесь отводиться естественным наукам. В преподавании технических предметов главная цель – формирование функционального и вероятностного мышления, необходимого, на наш взгляд, для выполнения проектной работы. Преподавание информатики на данной ступени нацелено на то, чтобы к концу 9-го класса ученики достигли уровня «хорошего пользователя» и владели приемами работы с несколькими прикладными КП, кроме этого учащиеся среднего звена должны уметь создавать свои собственные небольшие программные продукты. В современном мире особая роль отводится изучению иностранных языков. Ученики основной ступени должны владеть одним из иностранных языков как вторым рабочим. Возможно введение в индивидуальный план обучения второго и третьего иностранных языков по выбору ученика, что позволит расширить информационное поле, ознакомится с культурой других народов через язык, получить более полный и разнообразный материал по выбранной теме, развиваются коммуникативные навыки.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей школе

В ЦО осуществляется предпрофильная подготовка, которая включает работу:

  • социально-психологической службы, элективных курсов
  • медико-физиологической службы
  • дополнительного образования и внеклассной работы в рамках учебных предметов и предметов по выбору и проектной деятельности.

Проводится диагностика индивидуально-личностных особенностей, что позволяет определить область профессиональной направленности учащегося. Специалисты - предметники, преподаватели ВУЗов дадут углублённые знания по профильным предметам. Учащимся предоставляется возможность выбора элективных курсов, направленных на поддержание профильных предметов: физики, математики, экономики, географии. Профильное обучение в старших классах ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию личности обучающихся.

На этом этапе проходит окончательное формирование тем проектов, которые выполняются школьниками в течение учебного года в 10-11 классе с последующей защитой на научно-практической конференции школьников. Цель таких проектов – приобретение опыта самостоятельной (индивидуальной или в группах) исследовательской деятельности по созданию нового продукта на базе приобретенных знаний; проверка правильности профессионального выбора. На старшей ступени руководителями проекта могут быть преподаватели высших учебных заведений. В роли консультантов – специалисты различного уровня, преподаватели Вузов, представители бизнеса. При подготовке проекта ученик демонстрирует не только глубокие знания об объекте или теме исследований, но владение информационными технологиями: использование различных источников информации, в том числе Интернет, применение различных компьютерных программ, подготовку презентации к защите. Проектная работа может быть выполнена на государственном или одном из иностранных языков.

Мы считаем, что выпускник школы будет конкурентоспособным и успешным на рынке труда в будущем, если его развитие на каждой возрастной ступени будет строиться в трех направлениях:

  • интеллект, включающий не только предметные, но и метапредметные знания и умение их применять на практике – универсальные учебные действия;
  • социализация (компетентности, способствующие успешной социализации человека в обществе, а также способность к постоянному саморазвитию;
  • самоорганизация собственной деятельности, умение управлять траекторией собственного развития, достигать поставленных целей;
  • здоровьесбережение (навыки здорового образа жизни: профилактика заболеваний, сохранение физического и психического здоровья). Все эти три составляющие формируют базовые и специальные способности и компетентности.

Профессиональное самоопределение через создание индивидуального проекта

Педагогический коллектив ЦО "Школа здоровья" №1679 успешно использует проектную технологию в учебно-воспитательном процессе и достиг в этом значительных результатов. Одной из особенностей проектного обучения в нашей школе является создание отлаженной общешкольной системы организации и у правления проектного обучения. Проектная деятельность позволяет решать задачи индивидуализации и специализации обучения в рамках образовательной школьной программы, отражать те или иные аспекты развивающейся личности ребенка.

В ЦО работает более 100 проектов. Каждый проект проходит свой жизненный цикл. Объединяет всех субъектов образовательной деятельности.

В ЦО 1679 на III ступени обучения реализуется профильное обучение учащихся по индивидуальным учебным планам (ИУП)
Что это дает? Это в первую очередь позволяет реализовать различные образовательные потребности обучающихся.
Что понимается под индивидуальным учебным планом? Это совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для обучения школьником из учебного плана школы. Индивидуальный учебный план является основой самоопределения личности старшего школьника. Эффективность использования ИУП подтверждается международным опытом.

В Центре Образования осуществляется предпрофильная подготовка, которая включает работу:

  • социально-психологической службыэлективных курсов
  • медико-физиологической службы
  • дополнительного образования и внеклассной работы в рамках учебных предметов и предметов по выбору и проектной деятельности.

Проводится диагностика индивидуально-личностных особенностей, что позволяет определить область профессиональной направленности учащегося. Специалисты - предметники, преподаватели ВУЗов дадут углублённые знания по профильным предметам. Учащимся предоставляется возможность выбора элективных курсов, направленных на поддержание профильных предметов: физики, математики, экономики, географии. Профильное обучение в старших классах ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию личности учащихся.